Методические рекомендации по написанию эссе в рамках дистанционного Конкурса профориентационного эссе «ProfStart:Выбирай. Решай. Действуй»

Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Цель написания эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление, письменное изложение собственных мыслей и выражение отношения к различным социально-психологическим и общественным явлениям.

Одной из актуальных тем для эссе подростков и молодежи является тема «ProfStart: Выбирай. Решай. Действуй». Тематика эссе предложена для того, чтобы активизировать размышления подрастающего поколения о путях и способах (стратегия и тактика) своего профессионального становления уже на этапе средней школы. Профессиональный старт подразумевает разнообразие и многократность стартовых позиций индивидуума. Важно, чтобы человек в итоге понял, что отвечает его профессиональным интересам в большей степени. При этом следует понимать, что «неверно принятое решение о выборе профессии» не является неверным в прямом смысле слова. Оно лишь одна из вех профессионального становления индивидуума. Пробуя себя в различных направлениях и областях, молодой человек на практике осознает, насколько могут раскрыться в конкретной профессиональной деятельности особенности его мышления, творческие способности, энтузиазм и потенциал.

Композиция эссе включает вступление, основную часть и заключение, а мысли автора излагаются в виде тезисов, которые должны быть подкреплены аргументами.

Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

1.    Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении резюмируется мнение автора).

2.       Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление
логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

3. Стилю эссе присущи образность, эмоциональность, экспрессивность,художественность, доверительность изложения, сочетание публицистического иразговорного стиля.

Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого    современного»    знака    препинания    —    тире.    Впрочем,    стиль    отражает


особенности личности, а главным в эссе является выражение авторской позиции, его размышления и чувства, относящиеся к выбранной теме.

4. Внутреннее смысловое единство эссе. Возможно, это один изпарадоксов жанра.        Свободное        по        композиции,        ориентированное        на

субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.

Начать лучше с главной идеи или яркой фразы. Главная задача — сразу захватить внимание читателя. Помните, что в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора, его мировоззрение, мысли и чувства.

        

Авторы составители – методисты ГБОУ ГМЦ ДОгМ:

Глезер Татьяна Викторовна;

Степанов Владимир Евгеньевич