История развития профессионального образования

История профессионального, в том числе и профессионально-технического, образования России должна рассматриваться как целостный социально-исторический процесс в соответствии с закономерностями социального, экономического и политического развития страны.

Очень удачная периодизация этой истории, на наш взгляд, предложена авторами монографии «История профессионального образования в России», которая была подготовлена к 300-летию знаменательного события - создания российской государственной системы профессионального образования (История профессионального образования в России. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. - 672 с.). В ней чётко прослеживаются основные периоды развития и историческая динамика формирования широкого гуманистического понимания профессионального образования.

Первый период

Первый период – возникновение различных форм профессионального обучения на ранних этапах российской цивилизации, зарождение профессиональной школы и начало теоретического осмысления профессионального образования в индустриальную эпоху (XVI - первая половина XIX в.).

Второй период

Второй период – развитие профессионального образования и профессионально-педагогической мысли в эпоху индустриального становления России, формирование системы государственных профессиональных учебных заведений и развитие общественно-педагогического движения в области профессионального образования (вторая половина XIX в.-1917 г.)

Третий период

Третий период – преобразование и развитие системы профессионального образования в постреволюционные десятилетия, в годы восстановления и индустриализации советской экономики, начальный этап институциирования профессиональной педагогики (1917-1940 гг.).

Четвёртый период

Четвёртый период – создание и функционирование системы государственных трудовых резервов как системы профессионального образования, отразившей авторитарные партийно-государственные установки общественного развития России, активизация разработки методики производственного обучения и становления системы подготовки индустриально-педагогических кадров (1940-1958 гг.).

Пятый период

Пятый период – развитие профессионального образования в РСФСР в условиях либерализации общества и социально-экономических реформ 1960-1980-х годов, преобразование трудовых резервов в систему профессионального образования и переход ко всеобщему профессиональному образованию, становление научных центров профессионального образования (1959-1990 гг.).

Шестой период

Шестой период – развитие профессионального образования в Российской Федерации в условиях демократизации общества и перехода к рыночным отношениям в экономике, период дифференциации и диверсификации системы профессионального образования (с 1991 г. по настоящее время).

Развитие системы профессионального и технического образования проходило в неразрывной связи с историей Российского государства и его народов.

Вид на Воспитательный дом И.В. Машкова

Императорский воспитательный дом

Императорское техническое училище

Константиновское межевое училище

Московское ремесленное учебное заведение

Московское ремесленное учебное заведение

Мыловарная фабрика

Фабрика Я.П.Рашфора в Москве

Оружейная палата

Первое коммерческое училище

Ремесленное училище им. В.А.Морозовой

Первая ремесленная школа, открытая Тимофеем Прохоровым

Усачево-Чернявское училище