23 ноября 2018 10:13

Составлен список самых популярных профессий и специальностей, которые выбирают школьники при поступлении в колледжи и техникумы

В топ попали как «технологичные» («Оптические и оптико-электронные приборы и системы»), так и гуманитарные направления («Мировая художественная культура») и медицинские («Фармация2). Средний конкурс на каждом - более пяти человек на место. Из года в год он немного, но растет. Более того, школьники все чаще делают выбор в пользу среднего профессионального образования (СПО), а не вузов. Почему?

«Для многих молодых людей это более простой, более быстрый путь профессионального становления и выхода на рынок труда, – говорит заместитель директора Главного информационно-вычислительного центра РТУ МИРЭА Андрей Дерягин. – И если в высшем образовании число бюджетных мест сокращается, то в колледжах, наоборот, растет. Почти 80 процентов учеников в государственных колледжах и техникумах – именно «бюджетники». Это фактор дополнительной привлекательности СПО».

Есть и еще одна причина: для некоторых колледж – это возможность попасть в вуз, минуя ЕГЭ. По данным мониторинга качества подготовки кадров СПО, проведенного при поддержке РТУ МИРЭА, больше 20 процентов выпускников СПО продолжают обучение на высшей ступени. И что принципиально важно, вузы их могут зачислить без ЕГЭ, по внутреннему экзамену.

Что еще важного показал мониторинг? К примеру, почти половина студентов, принятых в 2017 году на первый курс в колледжи и техникумы, получают инженерную или техническую профессию, специальность. В 2018 году эта цифра обещает быть еще больше: набирает обороты масштабная программа модернизации профобразования. По планам Министерства просвещения, к 2024 году в стране появится 100 центров опережающей профессиональной подготовки, где будет самое современное оборудование, лучшие наставники и индивидуальные учебные планы. Плюс - 5000 мастерских, где ребята смогут не только учиться, но и сдавать демонстрационный экзамен по мировым стандартам WorldSkills. Охват – более 1,5 миллиона студентов.

«Важная проблема – обновление материально-технической базы, учебно-лабораторного оборудования, – говорит Андрей Дерягин. – В некоторых колледжах есть самые современные технологии, но в других стоит оборудование 10-летней давности и большей. Дифференциация есть, и она большая. В целом же 37% машин и оборудования в российских колледжах – все-таки «младше» пяти лет. Для сравнения – в 2015 году этот показатель составлял 23%. Так что обновление идет и в ближайшие шесть лет будет только набирать обороты. Главное, чтобы были наставники, которые могут научить работать на новом и современном оборудовании».

По статистике, каждый третий педагог в колледжах и техникумах сегодня моложе 40 лет, средний возраст преподавателей - 44 года, что не так уж и плохо.

Но, несмотря на прогресс, система подготовка кадров со средним профессиональным образованием сегодня по-прежнему «догоняет» экономику, а не опережает ее запросы. По данным Министерства просвещения, в течение последних трех лет 30% профессий СПО утратили актуальность и перестали быть востребованными.

«Рынок труда меняется быстро, внедряются новые технологии. В связи с этим работодатель хочет, чтобы ребята были подготовлены на качественном уровне в кратчайшие сроки, – говорит директор департамента госполитики в сфере профобразования и опережающей подготовки кадров Минпросвещения Инна Черноскутова. – Мы же неразрывно связаны с перечнем профессий, с тарифно-квалификационным справочником, с образовательными стандартами. Эта длинная цепочка приводит к тому, что нам приходится все время догонять опережающую экономику. В ближайшие шесть лет предстоит обновить перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, по которым будут готовиться рабочие кадры».

Какие профессии перестают быть актуальными? Например, те, которые технологически устарели. Как показали результаты мониторинга, по целому ряду профессий и нескольким специальностям сегодня не учится ни один человек. Например, «киномеханик»,»оператор прядильного производства», «технолог кинофотоматериалов и магнитных носителей», «раклист»... Теоретически, колледжи могут научить и таким профессиям, как «рыбак прибрежного лова», «охотник промысловый»... Только учить некого. И это вовсе не значит, что прибрежный лов, или охотничий промысел канули в лету. Просто, чтобы подготовить и собрать орудия лова, организовать и провести охоту вовсе не обязательно несколько лет учиться в системе среднего профобразования. Хватит и нескольких профессиональных мастер-классов.

«Основная проблема – вопрос взаимодействия с предприятиями, которые, по идее, и должны формировать запрос на кадры, предоставлять возможности дуального, практико-ориентированного обучения. Но на деле работодатели очень пассивны, несмотря на декларируемую потребность в работниках со среднем профессиональным образованием», – говорит Андрей Дерягин.

Какие выпускники в итоге самые востребованные на рынке труда? Такая статистика тоже есть. Почти все ребята-авиадиспетчеры (управление движением воздушного транспорта) идут работать по специальности. Быстро и удачно находят свое место и такие профессионалы, как молодые воспитатели детских садов, медсестры, специалисты по лабораторной диагностике и, как ни странно, библиотекари.

«Результаты мониторинга показывают, что наиболее перспективны с точки зрения трудоустройства специальности, предполагающие работу в организациях социальной сферы – здравоохранение, образование. При этом подавляющее большинство колледжей и техникумов работают на удовлетворение кадровых потребностей своего региона, и в разных городах ситуация может отличаться», – резюмирует Андрей Дерягин.

Источник: © Российская газета
Текст: Ксения Колесникова
Фото: https://www.mirea.ru

Источник: http://проф-обр.рф.

Отв. за размещение информации: Шаврина Н.Е., методист ГМЦ ДОгМ.

Источник: