Старт Технологического форума – 2019. Результаты интенсива в формате openspace

Урок технологии в современной школе – это площадка для совершенствования умений, применения полученных знаний и получения новых актуальных компетенций.

В течение последних 3-х лет школьная система образования претерпела ряд качественных изменений, одним из которых стал выход урока за пределы школьных стен. Обучающиеся сегодня получают знания на уроках в детских технопарках, кванториумах, торговых центрах, развивающих городах, профессиональных образовательных организациях.

Основная идея такой трансформации заключается в том, чтобы предоставить школьникам возможность осваивать современные компетенции и навыки будущего в реальных производственных условиях.

5 марта 2019 года был дан старт Московскому технологическому форуму «Урок технологии: новый формат», который традиционно проходит весной и является площадкой для демонстрации достижений столичного образования в рамках модернизации урока технологии.

На Форуме участники обсуждали перспективы реализации принятой концепции преподавания предметной области «Технология». Целью Концепции является создание условий для формирования технологической грамотности, критического и креативного мышления, глобальных компетенций, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации. На современном уроке школьники знакомятся с промышленным дизайном, технологиями цифрового моделирования и производства, нанотехнологиями, робототехникой, электротехникой и электроэнергетикой, биотехнологиями, обработкой пищевых продуктов, «умным домом» и Интернетом вещей.

Махотин Дмитрий Александрович, доцент, к.п.н. МГПУ, Логвинова Ольга Николаевна, к.п.н., начальник научно-методического центра содержания образования АСОУ, Никитин Игорь Михайлович, ведущий эксперт Центра изучения школьных практик и образовательных программ 21 века ВШЭ, и Мочалов Глеб Александрович, доцент кафедры технологических и информационных систем МГПУ, учитель технологии школы № 293 им. Т.А. Твардовского в своих выступлениях большое внимание уделили возможностям решения следующих задач концепции преподавания учебного предмета «Технология»: создание системы преемственного технологического образования на всех уровнях общего образования; модернизация содержания, методик и технологий преподавания предметной области «Технология», ее материально-технического и кадрового обеспечения (включая педагогическое образование); создание системы выявления, оценивания и продвижения обучающихся (включая продолжение образования), обладающих высокой мотивацией и способностями в сфере материального и социального конструирования, включая инженерно-технологическое направление и ИКТ, расширение олимпиад НТИ.

Как уже сегодня решают эти задачи в школе и колледже рассказали Абрамовский Алексей Леонидович, руководитель проекта «Школа технологии» ГБОУ Школа № 654 имени А.Д. Фридмана, Латков Владимир Вячеславович и Михалева Вера Васильевна, тренеры сборной Всероссийской олимпиады школьников по технологии. Урок технологии становится уроком, где встречаются знания из разных предметных областей. Поэтому очень важно учителям технологии меняться и менять свой предмет, расширять инструменты работы со школьником как индивидуально, так и в команде, включать в формат урока соревновательные активности, задания из всероссийских и международных чемпионатов.

Одним из толчков к модернизации урока, безусловно, стало появление Московской электронной школы. Несмотря на то, что проект стартовал не так давно, сегодня он имеет высокую популярность среди школьных учителей технологии и начал завоевывать сердца преподавателей колледжей. О возможностях для проведения современного урока технологии, используя технологию МЭШ на форуме рассказали Лашкина Мария Александровна, преподаватель физики ГБПОУ КГТиТ № 41 специалист МЭШ; Новикова Ксения Александровна, учитель ГБОУ Школа № 86, обладатель гранта за разработку сценария в МЭШ; Кононцова Яна Сергеевна, эксперт WSR, ведущий специалист Центра Дополнительного Образования ГБПОУ КАДР № 26, учитель информатики, специалист по МЭШ; Южакова Наталья Сергеевна, учитель технологии, обладатель гранта за разработку сценария в МЭШ; Цуканова Анна Геннадьевна, учитель технологии ГБОУ Школа № 1315.

Выходя на уровень цифровой трансформации урока технологии не следует забывать о некоторых фундаментальных принципах организации самого процесса формирования профессиональных навыков, умений и компетенций школьников. По мнению ведущего эксперта в вопросах профессионального образования, д.п.н. и академика Российской академии образования Чистяковой Светланы Николаевны, урок как профессиональная проба, позволяющая не только познакомить школьника с основными отраслевыми направлениями, но и сформировать устойчивый интерес к конкретной профессиональной деятельности, – вот тот необходимый минимум, который должен быть реализован в предметной области «Технология».

Как считают многие спикеры форума, современное технологическое образование – это уже не только про hard skills. Сегодняшнему работодателю важно, чтобы потенциальный сотрудник умел работать в коллективе, мог самоорганизовывать свою профессиональную и личную жизнь. Именно soft skills становятся сегодня теми необходимыми навыками будущего.

Как и для чего необходимо встраивать в предмет «Технология» формирование soft skills – ключевых компетенций успешного, конкурентоспособного профессионала, стремящегося к саморазвитию и самообразованию, и другие навыки будущего (финансовую и юридическую грамотность, владение иностранными языками и программированием), на мероприятии делились Попова Алла Викторовна, карьерный консультант, соавтор программы «Профориентатор будущего» в Школе карьерного менеджмента, Дорошин Артём, бизнес-тренер, эксперт по карьере и профориентации в SuperJob, Пасс Юлия Валерьевна, директор компании «Проект ПРО», Алтухов Виталий Владиславович, сооснователь «Профилум», директор по разработке и исследованиям проекта, Кушнир Михаил Эдуардович, экспертный центр в InTalent, и Большакова Ксения, руководитель направления профориентации в SuperJob.

Не остается в стороне от решения задач в предметной области «Технология» и бизнес. В поддержку школам Юрий Константинович Аурениус, генеральный директор «Лаборатории интеллектуальных технологий ЛИНТЕХ», представил проект «Schoolskills» для уроков технологии с модулями инновационного технологического практикума. Модель «Schoolskills» описывает структуру школьного курса и основана на топ-50 профессий Минтруда России и движения JuniorSkills/ Worldskills.

Форум проходил на 5-ти площадках образовательных организаций столичного региона, которые являются флагманами в вопросах организации технологического развития школьников и студентов:

  1. Колледж «Царицыно» реализует целый спектр сетевых проектов, позволяющих студентам быть востребованными у самых топовых работодателей страны и мира (аэропорт Домодедово, отели Marriott, Metropol, InterContinental, Сбербанк и др.)
  2. Базовая кафедра Московского Государственного Образовательного комплекса, расположенная в Технополисе «Москва», представляет собой высокотехнологичную кузницу талантов, на площадке которой установлено современное оборудование, работают многочисленные лаборатории, где изучают специальные предметы и проходят практику будущие программисты, операторы металлообрабатывающих станков, монтажники, фармацевты и биотехнологи.
  3. Первый Московский Образовательный Комплекс – масштабный конгломерат, объединяющий не только представителей разных профессий (от повара до кинорежиссёра), ведущих экспертов WorldSkills и работодателей, но и являющий собой центр непрерывного образования, в который включены все основные ступени: дошкольное, начальное, среднее общее, начальной профессиональное и среднее профессиональной образование.
  4. Образовательный центр – ГБОУ Школа № 293 им. А.Т. Твардовского. Директор школы Глозман Александр Евгеньевич является признанным экспертом в области технологического образования и развития школьников. Выпускники школы становятся заслуженными деятелями спорта, культуры, науки и других отраслей.
  5. Школа «Интеграл» основными задачами в своем образовательном процессе считает подготовку компетентных и творческих личностей, готовых к сотрудничеству и имеющих лидерские качества, верных отечественным традициям и уважающих ценности общемировой культуры. Сегодня в школе активно развивается инженерное направление, закуплено необходимое оборудование для формирования современных технологических компетенций школьников.

Результаты работы участников интенсива размещены в фотогалерее, а также в презентациях спикеров мероприятия.

14 и 15 марта 2019 года мы приглашаем всех принять участие в практикоориентированной части форума, в рамках которой состоится серия мастер-классов по урокам технологии от учителей технологии школ и преподавателей и мастеров колледжей.

Открытые уроки технологии по пяти ключевым направлениям – futureskills, digitalskills, МЭШ, дистанционный урок, наставничество –размещены на интерактивной карте Форума.

Чтобы попасть на карту, необходимо:

– пройти по ссылке: https://spo.mosmetod.ru/open-space;

– выбрать одно из направлений и «кликнуть» на него.

Работая с интерактивной картой, вы можете выбирать уроки, интересные не только по содержанию, но и территориально привлекательные.

Чтобы посмотреть весь спектр уроков, необходимо, не выходя со страницы интерактивной карты, «включить» все галочки в окошке с направлениями.

Приглашаем педагогическое сообщество к участию в Московском технологическом форуме «Урок технология: новый формат».

Координаторы проекта:
Гришукова Наталья Владимировна, методист ГБОУ ГМЦ, координатор проекта «Учебный день технологии на базе московского колледжа».
Телефон: 8 (499) 763-70-32, доб. 137., +7 910 468-26-49.
Электронная почта: grishukovanv@mosmetod.ru.
Усачев Сергей Владимирович, методист Лаборатории технологии ГБОУ ГМЦ.
Телефон: 8 (499) 763-67-57, доб. 141.
Электронная почта: usachevsv@mosmetod.ru.
 
Отв. за размещение информации: Шаврина Н.Е., методист ГБОУ ГМЦ.

 

Источник: