25 января 2018 12:31

Отраслевые профориентационные уроки. Январь 2018. Авиация и космос

12 20180123 162941Желание человека летать насчитывает не одно тысячелетие, и сейчас, когда люди не только поднялись в небо, но и смогли выйти в космос, профессии, связанные с созданием летательных аппаратов и обеспечением полётов, стали одними из самых динамично развивающихся и перспективных.

В январе в рамках Марафона отраслевых профориентационных уроков московские школьники погрузились в мир крупных московских предприятий, чья деятельность связана с организацией полётов. Ребята познакомились с историей самолётостроения, с современными тенденциями развития измерительно-вычислительных комплексов систем управления воздушно-космических летательных аппаратов и приборами, применяемыми в современных летательных аппаратах. Школьники увидели, как создаются авиационные двигатели, узнали, как используются беспилотные летательные аппараты в системе управления железнодорожным транспортом, пополнили свои знания о создании, ремонте и обслуживании космических аппаратов, комплексов ПВО и ВКО и многое другое.

23 января 2018 года сразу на трёх городских площадках прошли открытые профориентационные уроки для педагогов столичного региона.

В ГБОУ «Школа № 1384 имени А. А. Леманского» состоялся урок «Аэрокосмические инженеры». Создание ракет – чрезвычайно сложное, ответственное и в то же время увлекательное занятие. Аэрокосмические инженеры – специалисты, которые занимаются разработкой космических аппаратов – буквально строят будущее, ведь именно их творения когда-то полетят к другим планетам.

На профориентационном уроке школьники получили возможность поближе познакомиться с деятельностью аэрокосмического инженера. После предваряющих мероприятий, которые включали посещение Центра космонавтики Московского авиационного института, ребята погрузились в мир аэрокосмической инженерии, познакомились с её историей, понятием «аэрокосмическая отрасль», принципами и схемами реактивных летательных аппаратов и узнали, чем занимается аэрокосмический инженер. В ходе обсуждения школьники вспомнили, что основоположником теории космических полётов является Константин Циолковский, а создателем практической космонавтики – Сергей Королёв, особо отметив огромный вклад нашей Родины в развитие мировой космической отрасли, после чего вместе с педагогом определили главные направления аэрокосмической инженерии.

Важной частью урока стала встреча с доктором технических наук, доцентом кафедры «Космические системы и ракетостроение» аэрокосмического факультета МАИ Береговым Виктором Георгиевичем, который рассказал школьникам и гостям об особенностях работы специалистов-ракетостроителей, а затем выступил в качестве эксперта во время решения кейсовых заданий.

Любые теоретические знания требуют практического закрепления. В практической части урока ребята разделились на команды и попытались найти ответы на вопросы, которыми уже сегодня задаются специалисты: например, что нужно сделать, чтобы повысить проходимость «Марсохода», или как в невесомости принимать таблетки от «морской болезни».

В завершение занятия школьники узнали, на каких предприятиях сегодня востребованы специалисты в области аэрокосмической инженерии. Впрочем, знакомство ребят с этой отраслью продолжится. В ближайшем будущем им предстоит с помощью программы Kerbal Space Program создать собственную космическую программу и построить космический корабль или ракету, которая будет способна доставить экипаж в космос.

Опора на имеющиеся знания и опыт школьников, практическая составляющая, связь с ЗОЖ, биологией, экономикой, физикой, математикой и астрономией позволили актуализировать опыт школьников, продемонстрировать им практическую пользу школьной программы и сформировать представление об одной из самых важных в космической отрасли профессий.

Специалисты ГБОУ «Школа № 201 ордена Трудового Красного Знамени имени Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских» провели урок «Профессии будущего».

Развитие космической сферы приводит к появлению множества новых профессий. Для колонизации других планет, первым среди которых стоят Марс и спутник Земли Луна, возможных межпланетных путешествий понадобятся разнообразные специалисты, которые сделают эти полеты не просто возможными, но и максимально безопасными и комфортными.

Участники урока стали свидетелями пресс-конференции с современными специалистами космической сферы и путешественниками с планеты системы Альфа Центавра. Особенностью встречи стало то, что в качестве землян и инопланетных гостей выступили учащиеся 10-х и 11-х классов, которые и познакомили девятиклассников с особенностями различных профессий.

Космические гости представили профессии будущего, связанные с освоением космического пространства, которые появятся после 2020 года, а также рассказали о Вселенной, о значимости её познания, познакомили участников урока с основными астрономическими понятиями. Другая группа обучающихся познакомила гостей с космическими профессиями сегодняшнего дня.

Во время урока все девятиклассники вели бортовой журнал, где отмечали особенности космических профессий, необходимые умения и навыки, требования к подготовке. Ребята узнали и занесли в бортовой журнал информацию о том, какие знания необходимы этим специалистам, в каких учебных заведениях можно получить данные специальности и где они востребованы, а встреча с представителем МГТУ ГА позволила уточнить непонятные моменты и задать интересующие вопросы о поступлении в вуз для дальнейшего обучения.

В завершение урока прошла викторина, во время которой была оценена работа слушателей, акцентировано внимание на важность изучения для будущих космических специалистов таких предметов, как математика, физика, анатомия, география, даны рекомендации по определению профессиональных способностей и пошаговые действия для того, чтобы стать инженером космической отрасли.

Участники урока «Беспилотные летательные аппараты: от игрушки к технологиям будущего», который состоялся в ГБОУ «Инженерная школа № 1581», не только познакомились с профессиями инженера-конструктора БПЛА и оператора БПЛА, но и смогли создать беспилотный летательный аппарат собственными руками.

Будущее, несомненно, за беспилотниками. Небольшие крылатые устройства уже сейчас пользуются огромной популярностью у самых разных специалистов, от фотографов до военных, а ведь с каждым днем сфера их применения всё больше расширяется. С помощью БПЛА можно доставлять посылки и грузы, проводить разведку в опасных или труднодоступных местах, а когда-то они станут применяться в качестве летающего такси.

На уроке в ходе обсуждения ребята вспомнили, что такое авиация, какие профессии связаны с этой областью деятельности, какие бывают летательные аппараты, а также узнали, в чём их уникальность, какие специалисты занимаются их конструированием и управлением и что таким профессионалам необходимо знать.

Особенностью урока стало то, что занятие вели педагог и ученик 10-го класса, победитель WorldSkills Hi-Tech, который помог ребятам разобраться с физикой полёта, продемонстрировав несколько опытов, и узнать, какие бывают типы крыла. В это время всем школьникам очень пригодились их знания физики и геометрии.

После теоретической части ребята получили возможность испытать себя в качестве настоящих инженеров-конструкторов и приступили к разработке своих моделей беспилотников, а в финале урока каждый участник преобразился в оператора БПЛА, подняв свой самолётик в воздух.

Все педагоги отметили высокую эффективность профориентационных уроков, важность встреч с представителями рассматриваемой профессии, их практическую значимость и метапредметность.

Профориентационные уроки продолжатся и в феврале. Темой месяца станут профессии лёгкой и тяжелой промышленности. Школьники смогут посетить различные интересные и познавательные встречи, а участники профориентационных уроков, посвящённых 3D-моделированию, конструированию и использованию лазерных технологий в современной промышленности, – узнать о настоящем и будущем этой отрасли.

Приглашаем всех педагогов и школьников к участию!

Ответственный: Другина Марина Валерьевна, методист ГМЦ ДОгМ.
Телефон: +7 903 270-57-97.
Электронная почта: druginamv@mosmetod.ru.
Отв. за размещение информации: Шаврина Н. Е., методист ГМЦ ДОгМ.
Источник: mosmetod.ru