Одной из приоритетных задач деятельности профессиональных образовательных организаций является обеспечение права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение среднего профессионального образования, так как это является одним из основных условий их самопознания, самореализации, адаптации и последующей успешной интеграции в социум.
Для обеспечения качественного профессионального образования и обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Городской методический центр Департамента образования города Москвы организует онлайн-консультации для обучающихся по вопросам профориентации, приема на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональные образовательные организации, обучения по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования и вебинары для родителей (законных представителей) по вопросам нормативно-правового обеспечения профессионального образования и обучения, условий профессионального образования и обучения, технологий обучения.
Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования и обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
16:00–18:00
Условия профессионального образования и обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
16:00–18:00
Особенности профессиональной ориентации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
16:00–18:00
Технологии коррекционно-реабилитационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
16:00–18:00
Использование дистанционных образовательных технологий в профессиональном образовании и обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
16:00–18:00
Онлайн-консультация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам профориентации, приема на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональные образовательные организации, обучения по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования.
Онлайн-консультация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам профориентации
17:00–18:00
Онлайн-консультация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам профориентации
15:00–17:00
Онлайн-консультация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам профориентации
15:00–17:00
Онлайн-консультация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам профориентации
15:00–17:00
Онлайн-консультация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам профориентации
15:00–17:00
Онлайн-консультация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам профориентации
15:00–17:00
Онлайн-консультация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам профориентации
15:00–17:00
Онлайн-консультация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам профориентации
15:00–17:00
Онлайн-консультация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам профориентации
15:00–17:00
Онлайн-консультация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам профориентации
15:00–17:00
Онлайн-консультация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам профориентации
15:00–17:00
Онлайн-консультация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам профориентации
15:00–17:00
Онлайн-консультация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам профориентации
15:00–17:00
Сервер органов государственной власти Российской Федерации
Российский образовательный правовой портал
Министерство образования и науки Российской Федерации
Портал информационной поддержки единого государственного экзамена (ЕГЭ)
Перечень базовых профессиональных образовательных организаций
Интернет-портал Федеральной службы по труду и занятости "Работа в России"
Где можно ознакомиться с перечнем профессий и профессиональных образовательных организаций города Москвы, обучающих лиц с умственной отсталостью?
На портале среднего профессионального образования (spo.mosmetod.ru) в разделе «Профессиональное обучение без границ». Через портал среднего профессионального образования можно выйти на официальные сайты профессиональных образовательных организаций и ознакомиться с условиями, которые созданы в организации для профессионального образования и обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также адаптированными профессиональными образовательными программами, которые реализуются в профессиональной образовательной организации.
Источник:Распоряжение Департамента образования города Москвы от 17 ноября 2015 года № 448р О проведении проекта «Профессиональное обучение без границ» в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы
При подаче заявления о приеме на обучение по программам среднего профессионального образования, являются ли обязательными для предъявления документы, подтверждающие инвалидность или ограниченные возможности здоровья абитуриента?
Нет, не являются. На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» при подаче заявления (на русском языке) о приеме в образовательные организации поступающий предъявляет следующие документы: (граждане Российской Федерации):
- оригинал или ксерокопию документов, удостоверяющих его личность, гражданство;
- оригинал или ксерокопию документа об образовании и (или) документа об образовании и о квалификации.
Документы, подтверждающие ограниченные возможности здоровья или инвалидность предъявляются на заявительной основе.
Источник: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»
21. При подаче заявления (на русском языке) о приеме в образовательные организации поступающий предъявляет следующие документы:
21.1. Граждане Российской Федерации:
Принимаются ли на обучение в профессиональные образовательные организации обучающиеся с различными формами умственной отсталости, не имеющие основного общего, среднего общего образования?
Да, принимаются. На основании пункта 9, статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» на профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).
Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015)
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
п.9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 мая 2015 г. № 524 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 292»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2015 г. № 1224 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 292»
К освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости)
Могут ли отказать в приеме на обучение по программам среднего профессионального образования абитуриентам с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья на основании отсутствия в профессиональной образовательной организации специальных условий для обучения профессионального образования и обучения для данной группы обучающихся?
Нет, не могут. На основании Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 апреля 2015 г. № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья» создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью профессиональных образовательных организаций, и инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья не может быть отказано в приеме на основании того, что в данной образовательной организации отсутствуют специальные условия для получения образования.
Источник: Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 апреля 2015 г. № 01-50-174/07-1968 О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в связи с поступающими обращениями по вопросам приема на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по программам среднего профессионального образования и высшего образования разъясняет.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 10 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ). Отсутствие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является нарушением лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "и" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. Таким образом, создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью указанных образовательных организаций, и лицу с ограниченными возможностями здоровья не может быть отказано в приеме на основании того, что в данной образовательной организации отсутствуют специальные условия для получения образования.
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (часть 1 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ). Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (статья 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Таким образом, при наличии в индивидуальной программе реабилитации указания на возможность (рекомендацию) получения среднего профессионального и (или) высшего образования инвалиду не может быть отказано в приеме на обучение по таким программам на основании того, что в индивидуальной программе реабилитации не указаны конкретные учебные заведения или конкретные специальности (направления подготовки).
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки обращает внимание на то, что при проведении проверок образовательных организаций в рамках федерального государственного надзора в сфере образования, а также контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности в обязательном порядке проводятся мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований, связанных с организацией получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Швец Евгения Анатольевна, методист ГМЦ ДОгМ
8 (499) 763-67-59, доб. 131
shvecea@mosmetod.ru