Социальные права и гарантии студентов

Формирование и реализация механизмов организации образовательного процесса и создания условий, учитывающих индивидуальные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Вопрос-ответ

Какими нормативными документами регламентируется прием граждан с ограниченными возможностями здоровья в профессиональные образовательные организации?


1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на текущий учебный год.
3. Локальные акты профессиональной образовательной организации.

Имеют ли льготы при поступлении в профессиональную образовательную организацию абитуриенты, имеющие статус «ребенок-инвалид», «инвалид детства», «инвалиды I, II, III группы»?

Прием осуществляется на общих основаниях в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Россиской Федерации».В случае если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных средств, то образовательной организацией при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании. (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 55, ст. 68)

Для абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены ли особенности проведения вступительных испытаний?

Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья:
1. Граждане с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в образовательные организации сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких поступающих.
2. При проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований:
- вступительные испытания проводятся для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания;
- присутствие ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);
- поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;
- поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами;
- материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
(Приказ Министерства образования и науки об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на текущий учебный год)

Какие документы (кроме установленных) абитуриент с ограниченными возможностями здоровья должен предоставить при поступлении в профессиональную образовательную организацию?

Для определения направления деятельности и (или) профессии, специальности, по которым нет ограничений и противопоказаний для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья профессии (специальности), условий профессионального образования или обучения необходимо предоставить в профессиональную образовательную организацию медицинское заключение о состоянии здоровья абитуриента (Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 01.04.2013 г. № 297 «О совершенствовании порядка выдачи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы медицинских заключений о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья»).
Если абитуриент имеет статус «инвалид детства», «ребенок инвалид» или «инвалид», то на основании Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года N 181- ФЗ может быть оформлена индивидульная программа реабилитации инвалида, которая предоставляется в профессиональную образовательную организацию.
Также абитуриент предоставляет в профессиональную образовательную организацию рекомендации Психолого-медико-педагогической комиссии (Положение о психолого-медико-педагогической комиссии Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082). (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 55; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года N 181- ФЗ; Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 01.04.2013 г. № 297 «О совершенствовании порядка выдачи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы медицинских заключений о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья»; Положение о психолого-медико-педагогической комиссии Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082; Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 01.04.2013 года № 297 «О совершенствовании порядка выдачи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы медицинских заключений о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья»)

Может ли абитуриент предоставить в профессиональную образовательную организацию медицинское заключение о состоянии здоровья (справку о состоянии здоровья) из медицинского учреждения по месту жительства или из медицинского центра?

В соответствии с приказом Департамента здравоохранения города Москвы № 297 от 01.04.2013 года «О совершенствовании порядка выдачи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы медицинских заключений о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья» профессиональные образовательные организации города Москвы обязаны принять медицинское заключение о состоянии здоровья (справку о состоянии здоровья) абитуриента, если оно выдано медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы, вошедшими в утвержденный перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (приложение 1 к приказу ДЗМ от 01.04.2013 г. № 297). (Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 01.04.2013 года № 297 «О совершенствовании порядка выдачи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы медицинских заключений о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья»)

Как организовано обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных орагнизациях?

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. По медицинскому заключению и рекомендациям индивидуальной программы реабилитации инвалида или психолого-медико-педагогической комиссии обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано с использованием дистанционных образовательных технологий. (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 79; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 2; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464)

Какие установлены требования к комплектованию групп для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464)

Предусмотрено ли создание в профессиональных образовательных организациях условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья?

Для организации профессионального образования и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях создаются специальные условия. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровьяпонимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которыхневозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464)

Предусмотрено ли создание в профессиональных образовательных организациях условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья?

Для организации профессионального образования и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях создаются специальные условия. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровьяпонимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которыхневозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 79)

Могут ли продолжить обучение в профессиональных образовательных организациях выпускники специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида, не имеющие основного общего или среднего общего образования?

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида принимаются на обучение по программам профессионального обучения (направление-профессиональная подготовка). (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 79)

Предусмотрено ли обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровьябесплатными специальными учебниками и учебными пособиями в период обучения?

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 79)

Имеются ли льготы у ребенка-сироты при поступлении в профессиональную образовательную организацию?

Льготы при поступлении в ПОО у лиц, относящихся к категории детей-сирот, не предусмотрены. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» все категории обучающихся принимаются на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования в общем порядке. (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.68, п.4.; Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.111,п.4)

Начальное профессиональное образование приравнено Законом об образовании к среднему профессиональному образованию. В связи с этим, сохраняется ли право у сирот, получивших ранее начальное профессиональное образование, на получение второго бесплатного образования?

Да, обучающиеся из категории детей-сирот имеют право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих. (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273, ст.108, п.1; Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12. 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 6, п. 2)

Сохраняется ли за студентом, имеющим статус сироты, право на полное государственное обеспечение в случае достижения им возраста двадцати трех лет?

Да, за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке.
(Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12. 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.6, п.3)
Полное государственное обеспечениеозначает, что указанным лицам предоставляется бесплатное питание, бесплатные комплекты одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатное общежитие и бесплатное медицинское обслуживание или возмещение их полной стоимости.
Полное государственное обеспечение представляется не ранее дня прекращения государственного обеспечения в детских интернатных учреждениях, опекунских семьях, приемных семьях, детских домах семейного типа.
Государственное обеспечение предоставляется независимо от получения студентами-сиротами пенсий и пособий.

Перечислите все социальные выплаты, которые должен получать студент-сирота во время обучения в профессиональной образовательной организации?

1. Выплата социальной стипендии;
2. Выплата ежегодного пособия в размере трехмесячной государственной академической стипендии на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей;
3. Зачисление на полное государственное обеспечение;
4. Единовременная выплата по окончании обучения в профессиональной образовательной организации.
(Постановление Правительства Москвы от 16.12.2014 N 761-ПП "О стипендиях и других денежных выплатах обучающимся и докторантам"; Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12. 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.6, п.3)

Возможно ли отчисление из профессиональных образовательных организаций обучающихся из категории детей-сирот?

Возможно только с согласия органов опеки и попечительства города Москвы при условии дальнейшего их трудоустройства или направления на учебу в другое государственное образовательное учреждение. (Закон г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", ст. 8, п.15)

Студент-сирота профессиональной образовательной организации, находящийся в академическом отпуске в связи с призывом в Вооруженные Силы РФ, может получать академическую стипендию и остается ли он на этот срок на полном государственном обеспечении?

Да, студент-призывник продолжает получать академическую и социальную стипендию, но снимается с полного государственного обеспечения. Основанием для выплаты государственной академической стипендии является соответствие студента установленным требованиям: отсутствие по итогам промежуточной аттестации оценки "удовлетворительно" и отсутствие академической задолженности.
Государственная социальная стипендия назначается студенту со дня представления документа, подтверждающего отнесение студента к одной из социально незащищенных категорий граждан.
Согласно ст. 3 ч. 3.5 Постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 761-ПП "О стипендиях и других денежных выплатах обучающимся и докторантам" нахождение обучающегося в академическом отпуске, а также отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не является основанием для прекращения выплаты назначенной обучающемуся государственной академической стипендии, государственной социальной стипендии, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, стипендии слушателям подготовительных отделений.
На основании ст.8 ч.11 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" полное государственное обеспечение сохраняется только студентам-сиротам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показаниям ( в том числе по уходу за ребенком.
(Постановление Правительства Москвы от 16.12.2014 N 761-ПП "О стипендиях и других денежных выплатах обучающимся и докторантам, ст.3, п.3.5; Закон г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", ст.8, п. 11)

Если студент 18 лет и старше потерял родителей во время обучения, можно ли его поставить на полное государственное обеспечение?

Да, студента, потерявшего во время обучения родителей, нужно зачислить на полное государственное обеспечение. (Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12. 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.6, п.3)

Получает ли выпускник-сирота какие-либо выплаты по окончании обучения в профессиональной образовательной организации?

Выпускник получает следующие выплаты:
1. (Трудоустройство)Единовременная выплата средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске из государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы (за исключением продолжающих обучение по очной форме следующего уровня профессионального образования), – 79416 рублей;
2. (Продолжение обучения) При зачислении в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования – 20639 руб.
(Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12. 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.6, п.3; Закон г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", ст.8, п.9; Постановление Правительства Москвы от 09.12.2014 N 735-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2015 год")

Если студент не закончил обучение в профессиональной образовательной организации, выплачиваются ли ему единовременное пособие?

Нет, не выплачивается (Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", ст. 8, п.9; Согласно ст. 8 ч. 9 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве"обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и получение единовременного денежного пособия представляется только выпускникам образовательных организаций.)

Какие льготы имеет студент-сирота при трудоустройстве?

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы.
Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, направляют для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, организовывают трудоустройство лиц данной категории.
Работникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях. (Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12. 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Статья 9. Дополнительные гарантии права на труд)